Работа с Bluetooth Часть 4
Вступление
Наконец, после долгого перерыва я добрался и до заключительной, как я надеюсь, части статьи про Bluetooth.
Здесь я постараюсь изложить в доступной форме, как же все-таки передавать данные через Bluetooth. Я не буду приводить здесь каких-либо готовых примеров приложений. Дам только теорию. К практике, я думаю, вы перейдете сами.
Как вы помните из предыдущих моих статей, мы используем исключительно Windows API для работы с Bluetooth. Сразу хочу оговориться, что описанные здесь способы не будут работать с драйверами BlueSoliel и VIDCOMM. В конце статьи я расскажу, как установить драйвера от Microsoft, если вы это еще не сделали.
И так, приступаем.
Что вы должны знать
Прежде чем начать излагать основной материал, я хочу сформулировать требования к вашим знаниям.
Вы должны понимать работу с сетями в Microsoft Windows и знать термины и определения, данные мною в предыдущих статьях. Я буду часто отсылать к пройденному материалу, что бы не повторяться.
Вы также должны более или менее разбираться в технологии Winsock.
Bluetooth и Winsock
Как не странно это звучит, но Microsoft решила реализовать всю функциональность по передаче данных посредством Windows Socket Model. Тем, кто писал что-либо для IrDA это должно показаться знакомым.
На мой взгляд – правильное решение. Зачем огород городить, когда уже есть проверенные средства.
Я не буду описывать здесь все правила применения функций WinSock к работе с Bluetooth. Остановлюсь лишь на практической стороне вопроса. А именно - передача данных.
В статье мы сделаем простенький Bluetooth-клиент, который будет подсоединяться к удаленному устройству как к модему и позволит вам выполнять AT-команды. Весьма полезная вещь. Учтите, что данный клиент будет требовать авторизации устройств и не будет требовать наличия в системе каких-либо виртуальных COM-портов.
Сервисы и профили
Сервисы и профили... Это два краеугольных понятия Bluetooth. В некотором смысле – они идентичны.
Сервис – приложение-сервер, которое регистрирует определенным образом параметры в стеке протоколов Bluetooth. Наименование (GUID) всех сервисов строго определены Bluetooth.org.
Профиль – соглашения и стандарты работы сервиса. Понятнее объяснить не смогу.
Начало
И так, прежде чем можно будет использовать библиотеку WinSock, ее необходимо инициализировать. Делается это вызовом функции WSAStartup. Вот как она выглядит:
function WSAStartup(
wVersionRequired: Word;
var lpWSAData: WSAData): Integer; stdcall;
Не буду описывать все параметры, так как они есть в любой справочной системе (MSDN, Delphi). Скажу только, что для использования WinSock с Bluetooth необходимо указаь в качестве параметра wVersionRequired номер версии $0202.
Вот как выглядит вызов этой функции:
var
Data: WSADATA;
begin
if WSAStartUp($0202, Data) <> 0 then
raise Exception.Create(‘Winsock Initialization Failed.’);
По окончанию работы с WinSock библиотеку необходимо освободить. Для этого существует функция WSACleanup.
function WSACleanup: Integer; stdcall;
Вызывается она просто, без всяких параметров. Возвращаемое значение, в принципе, можно не проверять:
begin
WSACleanup;
Создание клиента
После того, как библиотека инициализирована, мы можем вызывать функции WinSock. Давайте создадим простой сокет, для работы с Bluetooth устройствами. Для этого необходимо вызвать функцию socket.
function socket(af, type_, protocol: Integer): TSocket; stdcall;
Вот как это делается:
var
ASocket: TSocket;
begin
ASocket := socket(AF_BTH, SOCK_STREAM, BTHPROTO_RFCOMM);
if ASocket = INVALID_SOCKET then RaiseLastOsError;
Функция вернет корректный описатель сокета, либо INVALID_SOCKET в случае ошибки. Запомните, что Bluetooth поддерживает только потоковые сокеты (SOCK_STREAM).
Далее нам необходимо заполнить структуру SOCKADDR_BTH. В эту структуру записывается информация о сервере, к которому нам нужно подключиться (адрес, сервис и т.п.). Делается это следующим образом:
var
Addr: SOCKADDR_BTH;
AddrSize: DWORD;
begin
AddrSize := SizeOf(SOCKADDR_BTH);
FillChar(Addr, AddrSize, 0);
with Addr do begin
addressFamily := AF_BTH;
btAddr := ADeviceAddress;
serviceClassId := SerialPortServiceClass_UUID;
port := DWORD(BT_PORT_ANY);
end;
Здесь в переменной ADeviceAddress должен быть адрес устройства (Int64), присоединяемся к любому порту (BT_PORT_ANY) сервиса SerialPortServiceClass.
Далее вызываем функцию connect, которая имеет вид:
function connect(s: TSocket; name: PSockAddr; namelen: Integer): Integer; stdcall;
Делается это вот так:
begin
if connect(ASocket, @Addr, AddrSize) <> 0 then RaiseLastOsError;
Если функция выполнится успешно, вернет 0, в противном случае отличное от нуля значение.
После того, как соединение установлено, можно передавать и принимать данные через сокет функциями send и recv.
function send(s: TSocket; var buf; len, flags: Integer): Integer; stdcall;
function recv(s: TSocket; var buf; len, flags: Integer): Integer; stdcall;
Функции возвращают количество переданных или принятых байт в случае успеха и отрицательное число в случае ошибки. Количество переданных или принятых байт может быть меньше, чем указанная в параметре len длина буфера. Тогда вам нужно повторить передачу/прием оставшихся байт.
Ну и закрытие сокета осуществляется вызовом функции closesocket:
function closesocket(s: TSocket): Integer; stdcall;
Опять же, возвращаемое значение можно проигнорировать (если вы знаете, что делаете).
В общем то, вышеуказанный материал не представляет ничего нового для тех, кто хоть раз программировал под WinSock. Единственное, на что следует обратить внимание, это новые константы AF_BTH и BTHPROTO_RFCOMM.
Создание сервера
Как и создание клиента, создание сервера ничем не отличается от создания сервера для любой службы WinSock.
И так, начнем. Сокет создается также как и в приведенном выше примере для клиента. Точно также заполняем структуру Addt: SOCKADDR_BTH. Только в качестве адреса устройства указываем 0. Далее, необходимо привязать сокет к адресу. Делается это функцией bind:
function bind(s: TSocket; name: PSockAddr; namelen: Integer): Integer; stdcall;
Которая вызывается следующим образом:
begin
if Bind(ASocket, @Addr, AddrSize) <> 0 then RaiseLastOsError;
Далее вызываем функцию listen, для того чтобы сервер начал прослушивать сокет на предмет подключения клиентов и функцию accept для приема входящего подключения:
function listen(s: TSocket; backlog: Integer): Integer; stdcall;
function accept(s: TSocket; addr: PSockAddr; addrlen: PINT): TSocket; stdcall;
Делается это вот так:
var
AClientSocket: TSocket;
begin
if listen(ASocket, 10) <> 0 then RaiseLastOSError;
AClientSocket = accept(ASocket, nil, nil);
После подключения клиента можно работать с AClientSocket – передавать и принимать данные.
Если вы не желаете больше принимать входящие подключения, закройте слушающий сокет.
Что осталось за кадром
Как и обещал, я коротко описал процедуры, необходимые для построения простого клиента и сервера, которые будут работать с Bluetooth через WinSock.
Однако, здесь я не рассматривал вопросы регистрации сервисов и протоколы верхнего уровня.
Приведенной здесь информации достаточно для того, что бы вы могли создать приложение клиент, которое соединится с ваши телефоном по Bluetooth и сможет выполнять AT-команды.
Более полную информацию и рабочие примеры можно найти здесь: http://www.btframework.com.
Там же приведено решение по установке драйверов от Microsoft.
Внимание! Запрещается перепечатка данной статьи или ее части без согласования с автором. Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте или издать в печатном виде, свяжитесь с автором.
Автор статьи: Петриченко Михаил
|